Что такое КАМ?

Это методология управления знаниевыми активами — той частью нематериальных активов компании, которая определяет её способность создавать ценность для своих клиентов. Аббревиатура КАМ образована от заглавных букв английского Knowledge Assets Management — управление знаниевыми активами.

Динамика развития ТОП-500 мировых компаний за последние 10 лет показывает рост доли нематериальных активов в активах компаний, именно они становятся драйверами успеха при переходе из информационной экономики в знаниевую.

Чем отличается КАМ от КМ?

KM (Knowledge Management) - это управление знаниями. В любой компании так или иначе происходит обмен знаниями: создают базы знаний о бизнес-процессах, реализуют программы обучения новичков, создают стандарты, инструкции и т.д. Результаты этой деятельности очень сложно измерить в бизнес-показателях. Чаще всего КМ оперирует собственными внутренними показателями (количество документов в базе знаний, количество обращений сотрудников к базам знаний и т.п) или косвенными показателями системы обучения сотрудников (изменение квалификации сотрудников).

КАМ в отличие от КМ - деятельность по совершенствованию бизнес-модели компании, направленная на улучшение критически важных областей знаний. Результаты внедрения методологии КАМ легко измеримы при помощи привычных бизнес-показателей: роста продаж, динамики издержек, эффективности, количества новых клиентов.

Что мне как предпринимателю может дать КАМ?

Если вы хотите вывести свой бизнес на новый уровень — например, перестать управлять бизнесом единолично принимая решения, или начать масштабировать бизнес, выходя в новые регионы, вам необходимо свои личные знания преобразовать в понятную для ваших сотрудников форму: когда они будут приняты и приняты без потерь, это даст возможность вашим сотрудникам вести бизнес в других локациях таким же образом, как вели бы вы его сами, и принимать решение в единой системе координат.

При внедрении КАМ на предприятии как я пойму, что получаю эффект?

Вы поймете этот эффект по динамике ключевых бизнес-показателей Вашей компании в целом (если разработали и реализуете КМ-стратегию для реализации бизнес-стратегии компании) или её отдельных подразделениях (если вы реализуете пилотный проект внедрения КАМ).

Что делать, если мои сотрудники не хотят передавать знания? Как я могу их заставить?

Заставить всех сотрудников компании делиться знаниями невозможно. Однако можно создать условия, при которых большинству сотрудников будет удобно и выгодно делиться знаниями.

Зачастую главные препятствия в обмене знаниями между сотрудниками лежат в области корпоративной культуры, сложившейся в компании. Требуются осознанные и продолжительные усилия первых лиц компании для преобразования культуры соперничества, сложившейся в компании, в культуру сотрудничества.

Применение методологии КАМ позволяет сократить время на такую трансформацию.

У нас есть КМ, зачем нам заниматься КАМ?

Все компании так или иначе занимаются KM (управлением знаниями): создают базы знаний о бизнес-процессах, реализуют программы обучения новичков, форумы экспертов, чаты в мессенджерах по бизнес-задачам...

Однако, осознанное управление теми знаниями, которые являются критически важными для создания ценности для клиентов компании (КАМ занимается знаниями, определяющими успех компании на рынке), приводит к совершенно другому уровню бизнес-результатов: ускорению роста компании, снижению издержек, созданию инновационных продуктов.

Если такие бизнес-результаты являются целью для Вашей компании, имеет смысл заняться внедрением методологии КАМ.